Отдел сбыта:
МО, Пушкинский район,
п.Софрино,
ул.Патриарха Пимена, 3
ПН - ПТ с 8.00 до 16.30
Ваш регион: Москва
+7 (499) 550-44-45
+7 (499) 550-44-45

Производство

На предприятии долгое время существовали лишь четыре цеха: свечной, швейный, иконный, цех иконостасов и цех утвари. Объемы производства росли, и для более эффективной работы цех церковной утвари в 1999 году разделили на четыре подразделения: литейный цех, ювелирный цех, цех гальваники и цех утвари. Фотолаборатория предприятия производит обширный объем продукции различными способами и на различных поверхностях. 

Отдел сбыта поможет определиться с выбором и сформировать заказ.

Литейный цех

Сегодня литейный цех является основным, ведущим цехом предприятия; он выпускает самую большую номенклатуру изделий церковной утвари и обеспечивает металлическими отливками все подразделения завода. В литейном цехе изготавливают самые металлоемкие изделия церковной утвари: паникадила, подсвечники, семисвечники, решетки на солею, купели, кресты на купола. Ассортимент цеха составляет почти четыреста наименований изделий.

Цех занимает пять различных помещений на территории завода. В его состав входят 5 участков: литейный, токарно-фрезерный, полировки, сборочный и участок пластмасс.

В 2005 году был введен в эксплуатацию новый литейный участок в составе литейного цеха. Он отличается не только своими размерами, но и использованием новейших технологических решений. Участок появился в результате генеральной реконструкции, которая была проведена на заводе по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

В зависимости от поставленных задач, от сложности детали, применяют разные технологические методы производства отливок. Традиционный способ – литье с использованием формовочных песчано-­глинистых смесей (древнерусские мастера даже огромные церковные колокола отливали в земле). Специальные методы литья – литье под давле­нием, литье в металлические кокили, литье по выплавляемым моделям, вакуумное литье, центробежно-­вакуумное и центробежное литье.

На участке трудятся такие мастера своего дела, как Светлана Ивановна Сахарова, Людмила Васильевна Панкрушина, Любовь Афанасьевна Ивлиева, Марина Евгеньевна Мирошникова, которые более 20 лет своей жизни посвятили заводу.

Труженики цеха не останавливаются на достигнутом и постоянно используют последние научно-техни­ческие достижения. 

Ювелирный цех

Ювелирный цех «Софрино» по праву считается гордостью предприятия. Его изделия известны сегодня во всем мире. Образцы продукции, выпускаемой цехом, напоминают экспонаты музеев или выставок – работы древнерусских мастеров или российских ювелиров конца XIX – начала XX столетия.

Ювелирные наперсные и напрестольные кресты и потиры начали делать еще в 1960е годы, когда Церковные мастерские находились в Алексеевском. Изготавливались они строго по заявкам Московской Патриархии и Епархиальных управлений. В свободной продаже церковной утвари тогда не было.

Возрождение производства ювелирных церковных изделий связано с именами Алексея Ивановича Демидова, Сергея Васильевича Рахманова, Николая Федоровича Быстролетова. Они начали собирать вокруг себя талантливых ювелиров и возрождать почти забытые техники.

Среди работ софринских ювелиров – подарочная продукция к юбилейным и памятным датам, ордена, памятные знаки. Специалисты ювелирного цеха не только производят орденские знаки, но и разрабатывают новые. Так были разработаны и изготовлены награды Русской Православной Церкви – орден «Честь и слава», орден святителя Алексия, митрополита Московского, орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского, орден преподобного Серафима Саровского, орден преподобного Андрея Рублева.

Лучшие изделия ювелиров представлены в заводском музее, где радуют глаз многочисленных посетителей.

В цехе трудится много молодежи. В основном все они – выпускники Абрамцевского, Строгановского и других знаменитых художественных училищ. Щедро делятся с молодежью своими знаниями старейшие работники ювелирного цеха – начальник цеха Сергей Васильевич Баринов, пришедший на завод весной 1982 года и начинавший свой путь на заводе в должности ювелира, мастера Алексей Михайлович Беляев, Сергей Валентинович Поваляев, Евгений Алексеевич Жданович, мастер-наставник по финифти Елена Викторовна Ершова. Ювелир высочайшего класса – Виктор Владимирович Воробьев – работает на заводе с 1973 года. С начала 1980х в цехе трудится кладовщик Елена Михайловна Захарова. Всего в цехе работает около 200 человек.

Отличительной чертой тружеников цеха, как и всего предприятия «Софрино», стал высочайший профессионализм, когда мастер «чувствует» металл. Многие ювелиры при изготовлении креста или панагии выполняют весь объем работ – закрепщика камней и монтировщика; чеканщика и гравера.

Мастерство наших ювелиров оттачивается при изготовлении предметов церковного обихода и превращается в подлинное искусство. Их трудами богослужение получило свое достойное обрамление во всех храмах Русской Православной Церкви. Во многом благодаря мастерам «Софрино» ювелирное церковное искусство в России возродилось и обрело будущее.

Гальванический цех

Красота и благолепие церковной утвари в немалой степени зависит от работы гальванического цеха предприятия «Софрино». Чтобы металлические изделия были красивыми, прочными, долговечными, применяется метод нанесения гальванических покрытий.

Этот процесс осуществляется в электролитической ванне, содержащей раствор соли осаждаемого металла (никель, медь, золото, серебро и т.д.), под действием постоянного электрического тока.

До 1998 года на заводе существовал небольшой участок гальваники, входивший в цех церковной утвари. После проведенной реконструкции он стал самостоятельным многопрофильным цехом. Было приобретено новое оборудование и освоены технологии фирмы «Atotech», которая является одним из ведущих мировых разработчиков в этой области. Это позволило значительно улучшить качество и декоративные свойства металлических покрытий при использовании драгоценных металлов (золота, рутения и серебра). Мастера цеха стали использовать самые последние достижения мировой науки и технологии при нанесении гальванопокрытий.

С установкой современного оборудования были значительно улучшены условия труда – установлено более мощное вентиляционное оборудование, снижено содержание вредных веществ в рабочих зонах цеха.

Для снижения сбросов вредных веществ в сточные воды в цехе был создан участок очистных сооружений, оснащенный современным оборудованием немецкой фирмы «Aquaplus».

К уникальным изделиям, изготовленным на предприятии «Софрино», относятся рака и сень над мо­щами святой праведной блаженной Матроны Москов­ской, установленные в Покровском ставро­пигиальном женском монастыре в г. Москве в 2002 – 2003 годах. Значительная часть деталей к ним была изготовлена методом гальванопластики. На изготовление деталей потребовалось более 500 килограммов серебра.

В гальваническом цехе трудятся 98 человек. Сотрудники цеха – квалифицированные и любящие свое дело специалисты. Среди старейших работников – контролер Валерия Ивановна Баканова (работает на предприятии с 1984 года); бригадир участка гальванопластики Субботина Татьяна Александровна, дипломированный гальваник (работает на предприятии с 1994 года); мастер Кустов Юрий Кронидович, инженер-гальваник (трудится на предприятии с 1995 года); технолог Бакатина Тамара Евгень­евна, инженер-гальваник (на предприятии с 1996 года).

Большое внимание уделяется качеству. Создана система многоступенчатого контроля качества (входной, меж­операционный и контроль качества выпускаемой продукции). Готовую продукцию тщательно проверяют контролеры цеха – чтобы покрытие было равномерным, без непокрытых участков, белёсостей и других дефектов. От работы гальванического цеха напрямую зависит четкая работа ювелирного, литейного, иконного и иконостасного цехов, цеха церковной утвари.

В ближайшее время в цехе запланирована двухэтапная реконструкция: в первую очередь, расширение участка гальванопластики, затем – участков никелирования и драго­ценных металлов.

Цех утвари

Храмы и монастыри Русской Православной Церкви отличает благолепная атмосфера, особая красота и гармоничность убранства. Приношение в Церковь даров, украшение храма как Дома Божия всегда было присуще Православию. Мастера вкладывали всю свою душу, всю любовь к Богу в свои творения. Сегодня труженики «Софрино» достойно продолжают их традиции в создании церковной утвари.

Цех утвари существовал уже в то время, когда Церковные мастерские располагались в Ново­девичьем монастыре. Работало там 16 человек, и количество производимых предметов было мизерным.

В результате реорганизации производства из цеха церковной утвари выделились самостоятельные подразделения: инструментальный, гальванический, литейно-сборочный цеха и собственно цех церковной утвари.

Каждый из цехов занимается определенным видом работ, все цеха связаны в единую технологическую цепочку.

Начало, основа всего процесса изготовления церковной утвари – в инструментальном цехе, который существует как отдельное большое подразделение с 2000 года. Здесь разрабатывают и изготавливают все используемые на предприятии вырубные штампы (для металла), пресс-формы (для участка пластмасс), формы литья металла, вспомогательные инструменты и всевозможные приспособления (например, формы для отливки свечей). С их помощью затем в литейном, штампо-заготовительном, давильном и других цехах изготавливается богослужебная утварь. Качественное и своевременное выполнение работниками инструментального цеха поставленных перед ними производственных задач обеспечивает нормальную работу других подразделений Художественно-производственного предприятия «Софрино».

Например, с помощью изготовленных здесь вырубных штампов в штампо-заготовительном цехе на прессах изготавливают рамки, ризы, кресты, детали орнаментов; в литейном цехе используют приспособления для формовки при литье металлических деталей утвари; на участке пластмасс в пресс-формах отливаются киоты, подрамники, недорогие пластмассовые изделия.

Производство начинается с того, что по эскизу дизайнерского отдела делаются расчеты для оснастки (просчитывается, что необходимо сделать, какие материалы использовать); конструктор И.Л. Борисов разрабатывает чертежи. По ним электроэрозионист Н.Г. Левшанкин составляет программу для электроэрозионных станков. Художник О.Ю. Амелина составляет программы для граверно-фрезерных станков.

Затем на токарных и фрезерных станках делаются заготовки для будущих штампов, пресс-форм и приспособлений. После их механической обработки следует термообработка в печах.

На электроэрозионных станках с числовым программным управлением на заготовках вырезаются контуры и при помощи электродов выжигаются полости. На граверном участке производятся элементы для штампов. Граверные станки с ЧПУ часто работают круглосуточно, выполняя сложные операции.

Все детали и граверные вставки поступают на слесарный участок, где собираются в штампы и пресс-формы. Затем в цехе происходит их испытание.

Только для того, чтобы сделать венчальные венцы, необходимо подготовить до 10 разных штампов. Для изготовления ризы – три штампа, на каждую операцию: для вырубки заготовки, для нанесения гравировки, для вырезки из металла места для лика и рук святого.

Свечной цех

Свечной цех Художественно-производственного предприятия «Софрино» – один из старейших на заводе.

Свою первую продукцию он выпустил в 1949 году, когда Мастерские Московской Патриархии находились на территории Новодевичьего монастыря. В те послевоенные годы возрождались из руин православные храмы, и задача по налаживанию свечного производства считалась одной из первоочередных. В тяжелые для Церкви и народа времена православные храмы часто действовали при минимальном количестве церков­ной утвари: с временным престолом, символи­ческой алтарной преградой, с небольшим количеством икон в интерьере; но храм невозможно представить без теплого мерцания свечей.

В годы гонений и военного лихолетья в немногочисленных действовавших храмах употреблялись свечи, изготовленные кустарями, продолжавшими традиции своих отцов и дедов. А в конце войны, когда внешние обстоятельства бытия Русской Православной Церкви улучшились, появилась возможность создать централизованное свечное производство. Так был организован свечной цех Мастерских Московской Патриархии.

Сегодня большинство свечей, возжигаемых в храмах перед святыми иконами, – производства «Софрино».

В свечном цехе предприятия сразу чувствуешь мягкий запах воска. Здесь изготавливают патриаршие, архиерейские, паникадильные, венчальные, требные, сувенирные свечи.

Первое время после начала работы церковного завода весь ассортимент свечной продукции делали вручную. Со временем появилась необходимость и возможность автоматизировать некоторые процессы.

Количество заказов постоянно растет. Потребность в продукции свечного цеха очень высока. Завод стремится удовлетворить спрос со стороны как епархий, так и массового потребителя. С каждым годом производство свечей увеличивается, в том числе и свечей из натурального воска. В планах руководства завода и цеха – расширение производства.

При всех технических новшествах и усовершенствованиях, которым на заводе уделяется самое серьезное внимание, душой цеха были и остаются люди – скромные труженики и труженицы, отдающие тепло своих сердец, свое мастерство и умение созданию самой «теплой» и «пламенной» продукции «Софрино». Среди них те, чей трудовой стаж начался еще в Мастерских в Алексеевском: укладчица-­упаковщица Вера Дмитриевна Богомолова, изготовитель свечей Серафима Николаевна Дибровская. С начала 1980х годов в цехе работают Маргарита Алексеевна Феоктистова, Людмила Петровна Кратнова, Валентина Николаевна Тарасова, Елена Алексеевна Люстина, Надежда Павловна Сидоркина.

Швейный цех

собым видом церковного ремесла с древнейших времен было искусство шитья. На Руси умение шить золотом и серебром, украшать работы, предназначенные для вкладов в храмы и обители, жемчугом и драгоценными камнями входило в обязательный круг воспитания девушек из знатных и богатых семей. Процветало это искусство и в многочисленных женских монастырях. Складывавшаяся веками традиция этого дивного искусства, то угасая, то возрождаясь вновь, просуществовала до нашего времени.

Мастерицы швейного цеха Художественно-производственного предприятия «Софрино» вносят свой весомый вклад в возрождение и развитие древнего искусства церковного шитья.

Швейный цех предприятия начал работать в 1980 году. В то время все облачения для священно­служителей кроились из обычной шторной ткани, которую небольшими отрезами закупали в комиссионных магазинах. Кресты делали из тесьмы, галуны выкладывали атласной лентой. Парчи было мало, ее берегли для особо важных заказов – архиерейских облачений. Если один или два раза в год поступал заказ на полный комплект архиерейского облачения – это считалось событием в жизни цеха.

Коллектив был совсем небольшим: сначала восемь, потом двенадцать-пятнадцать человек. С душевным теплом вспоминают старейшие работницы цеха Владимира Сергеевича Пыхова, руководившего швейным производством еще в Алексеевском, а затем и в «Софрино». Прекрасный мастер и удивительно добрый человек, он сумел создать в своем коллективе особую атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. 

Уже пятнадцать лет в цехе работают высокопроизводительные вышивальные станки-автоматы производства Японии, Кореи, Германии – техника последнего поколения и очень высокого класса. Самую сложную вышивку автомат выполняет качественно и быстро. Машины удобны и просты в эксплуа­тации. Они отличаются размерами рабочего поля (от 40х60 см до 150х150 см) и количеством вышивальных блоков. Сначала, конечно, вышивается один пробный экземпляр – чтобы посмотреть, как ведут себя нитки на данной ткани, как ложатся стежки. 

Преимущества машины: четкий графический рисунок, большой тираж, симметричный орнамент.

Все устаревшее оборудование в швейном цехе предприятия полностью заменено. Приобретены корейские универсальные швейные машины «Juki», специализированные обметочные, подшивочные, петельные машины, оборудование тепловой обработки. За счет этого увеличилась производительность труда, улучшилось качество изделий.

Руками тружениц цеха изготавливаются изумительные по своей красоте и изяществу предметы церковного обихода, без которых невозможно представить православное богослужение.

Иконный цех

Иконное производство на Художественно-произ­водственном предприятии «Софрино» – одно из крупнейших и самых главных. Как и свечное, оно ведет свою историю с первых послевоенных лет, когда в одном из подсобных помещений Успенской церкви Новодевичьего монастыря было налажено производство икон.

Сегодня изделия иконного производства насчитывают несколько десятков тысяч наименований, в различном исполнении – в киотах, в рамках, на дереве, на деревянном планшете, на оргалите; разных размеров – от 3х4 см до двухметровых храмовых икон, выполненных фотоспособом. Цех изготавливает складни, а также аналои, полки под иконы, деревянные кресты.

В цехе действуют следующие участки: заготовительный, отделочный, участок сборки икон, участок киотов, картонажный, порошкового напыления, участок лазерно-гравировальной резьбы по дереву.

Процесс создания иконы – долгий и кропотливый. Начинается он с подготовки древесины для последующей обработки. Для этого в цехе оборудованы автоматизированные сушильные камеры немецкого и итальянского производства объемом 60 м3. В месяц подготавливается до 600 м3 древесины.

Основной участок цеха – заготовительный. Здесь начинается вся технологическая цепочка производства серийных икон. Участок выполняет операции по распиловке, склейке, шлифовке, токарно-фрезер­ной обработке и отделке материала – не только для нужд цеха, но и для цехов иконостасов, церковной утвари.

Для расширения возможностей заготовительного участка было закуплено современное оборудование, которое позволило увеличить выпуск «профиля» для изготовления рамок к иконам и исключить многие ручные операции. Благодаря этому производительность участка возросла в пять раз. 

Новое оборудование закупили и для отделочного участка, который располагает сегодня семью итальян­скими лакокрасочными камерами в комплекте с окрасочными пульверизаторами, обеспечивающими равно­мерное и качественное покрытие заготовок. 

На заготовительном участке трудятся 200 человек. Здесь перерабатывается около 500 м³ древесины и 30 тысяч м² листового материала в месяц. За смену передается на сборочный участок около 10 тысяч рамок и киотов, 50 тысяч планшетов и заготовок оргалита для икон.

Производство завершает сборочный участок. Здесь происходит окончательная комплектация икон. Детали, поступающие из литейно-сборочного, гальва­нического, инструментального цехов, цеха утвари, типографии, фотолаборатории, цеха упаковки собирают в единые готовые изделия.

Сборка – кропотливое дело, требующее внимания, терпения и аккуратности. Наверное, поэтому здесь в основном трудятся женщины. Их руками ежедневно собираются десятки тысяч икон. Сегодня благодаря их труду церковный уголок в доме каждого христианина украшают иконы, созданные в «Софрино». В день работницы участка изготавливают до 20 тысяч икон на оргалите и 30 тысяч на планшете. В связи с увеличением объема выпускаемой продукции иконо­сборочный участок в последние годы расширился в два раза.

В цехе работает и участок по изготовлению больших храмовых икон. Раньше нельзя было представить, что когда-либо станет возможным быстро изготавливать недорогие и качественные иконы для вновь открывающихся храмов, которые зачастую испытывают недостаток материальных средств, чтобы заказать рукописные иконы.

В 2005 году для цеха был приобретен вакуумный пресс. Стало возможно выполнение очень красивых икон, которые почти не отличаются от иконописных. При помощи этого оборудования иконы, выполненные методом шелкографии в иконописном цехе, соеди­няются с деревянной основой.

На участке лазерного гравирования выполняются ажурные навершия к киотам, детали аналоев и гробниц, различные элементы декора. Рисунок для лазерного станка разрабатывается на компьютере.

Цех иконостасов

Изготовление иконостаса начинается с разработки его эскизного проекта. Эскизный проект включает в себя общий вид иконостаса в цветном изображении с полным составом икон и всех элементов декора. Проектно-дизайнерское бюро обладает богатым опытом и знаниями, необходимыми архивными материалами и может предоставить заказчику различные архитектурно-технологические варианты иконостасов, размещения церковной утвари в храме, выполненные с учетом «привязки» к стилю и планировке храма и его алтарной части.

Заказчику предоставляется несколько вариантов иконостасов и размещения церковной утвари, чтобы он мог выбрать для себя подходящий вариант и приемлемую цену.

Оперативная и качественная подготовка эскизного проекта иконостаса стала возможной благодаря применению современной компьютерной техники и архитектурно-дизайнерских систем автоматизированного проектирования. Сегодня в отделе более десяти новейших графических станций, предназначенных для разработки проектной документации. В отделе создана огромная база данных по типам иконостасов, церковной утвари, архитектурных элементов, деталей декора.

Все это позволяет дизайнеру и инженеру-конструктору в присутствии заказчика, при его непосредственном участии создать на экране монитора желаемый эскизный проект иконостаса или церковной утвари. Вот лишь небольшой перечень иконостасов, разработанных в отделе, а впоследствии изготовленных в цехе иконостасов предприятия и установленных в храмах:

  • г. Саранск, кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • г. Казань, Крестовоздвиженский собор;
  • г. Санкт-Петербург (Сестрорецк), храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • г. Магадан, Свято-Троицкий кафедральный собор;
  • г. Уфа, храм Рождества Пресвятой Богородицы;
  • г. Сыктывкар, Свято-Казанский храм;
  • г. Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь;
  • г. Иерусалим (Израиль), храм Всех святых, в земле Российской просиявших;
  • г. Джексон (США), храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Свою лепту в благоукрашение православных храмов вносят и мастера цеха иконостасов, который в 1995 году начал свою работу как один из участков иконного цеха. Здесь изготавливают иконостасы, разнообразную церковную деревянную утварь (напольные и настенные киоты, облачения престола и жертвенника, аналои, гробницы под Святые плащаницы) и церковную мебель. Также выполняется реставрация старинной деревянной церковной утвари, церковной мебели, деталей отделки интерьеров храмов.

В 1995 году была осуществлена первая пробная разработка модульного секционного иконостаса.

Первый разработанный и изготовленный в «Софрино» иконостас был установлен в отделе сбыта предприятия. Уже через три дня его приобрел Свято-Троицкий монастырь в Рязани. Этот иконостас особенно памятен труженикам цеха, как отправная точка в их дальнейшей деятельности, как первый опыт совместной работы. Проект выполнили техно­логи-конструкторы Д.Д. Осьмаков и В.Д. Кваша, а воплотили в жизнь В.А. Леонтьев, В.Г. Арефьев, А.В. Прохоров, Г.Г. Осипов, В.А. Кулаков. Разработкой машинной резьбы занимался мастер токарно-фрезерного участка В.А. Калинин.

С особой ответственностью выполнялось поручение по разработке проекта иконостаса для заводского храма во имя преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий II лично утверждал проект иконостаса, который сегодня украшает храм и восхищает гостей предприятия.

За время работы цеха произведено более 450 иконостасов. Разработанные, изготовленные и смонтированные заводчанами иконостасы служат украшением православных храмов, расположенных в разных уголках планеты: от Белого моря – до Святой Земли, от Дальнего Востока – до Калининграда, от Центральной Европы до стран Американского континента.

Софринские иконостасы установлены в кафедраль­ных соборах Риги и Петрозаводска, Павлодара и Воркуты, в старинных храмах Подольска и Дмитрова, в новосозданных храмах Мирного, Омска, Мегиона, Сыктывкара, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Туруханска, Биробиджана и многих-многих других городов; они украшают храмы на Новой Земле; в США, Японии (Токио), во Святой Земле (Иерусалим). 30–35 новых иконостасов каждый год устанавливаются в храмах на радость людям.

В 1999 году Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской Православной Церкви выиграло тендер, объявленный правительством республики Саха и компанией «Алмазы России», на создание иконостаса для самого большого храма региона – вновь построенного Свято-Троицкого храма в городе Мирном (в конкурсе участвовали более десяти проектных организаций). Созданный в «Софрино» иконостас украсили драгоценными камнями, добытыми компанией «Алмазы России».

В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II поручил специалистам Софринского завода разработку тяблового иконостаса в древнерусских традициях для храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Иерусалиме. Иконостас, который спроектировали и изготовили мастера «Софрино», получил высочайшую оценку Первосвятителя.

По поручению Патриарха Алексия II в 2001 году был разработан, изготовлен и установлен в Никольском храме поселка Видяево Мурманской области тябловый иконостас в память о моряках-подводниках, погибших в результате аварии на атомной подвод­ной лодке «Курск».

В 2003 году в «Софрино» был разработан и изготовлен иконостас и полный комплект церковной утвари для храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Деденево Дмитровского района Московской области, а также для Горного института в Санкт-Петербурге.

Настоящим испытанием сил и возможностей цеха стала работа по изготовлению и установке иконостаса в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Магадана. Высотой больше пятиэтажного дома и общей пло­щадью 250 м2, иконостас является не только прекрасным архитектурно-художественным произведением, но и сложным инженерным сооружением в условиях сейсмически опасной зоны.

Интереснейшая работа по восстановлению иконо­стаса и двух приделов была проведена в Пермской области по заказу епископа Пермского и Соликамского Иринарха.

В Крестовоздвиженском соборе Белогорского Свято-Никольского монастыря проводились работы по восстановлению иконостаса, сожженного в 1917 году. Архитектура иконостаса, размеры, резьба, декор были повторены с максимальной точностью по чудом сохранившимся дореволюционным фотографиям.

На место установки иконостаса выезжают специалисты предприятия – для более гармоничной и точной «привязки» иконостаса в храме, для уточнения его размеров и способов крепления. После окончательного согласования архитектурно-технического решения параллельно с проработкой чертежей разные производственные участки цеха приступают к работе.

Традиционно иконостасы строились непосредственно в храме. Сегодня это невыгодно и обременительно. В «Софрино» применяют «модульную», разборную конструкцию. Она позволяет в кратчайшие сроки полностью изготовить иконостас и произвести его контрольную сборку на предприятии для приемки заказчиком перед отправкой. Разобранный на «секции» и «модули», компактно упакованный в специальную тару, иконостас отправляется к месту монтажа. Установка иконостаса производится мастерами предприятия или по подробной схеме самим заказчиком.

При выполнении заказа учитываются все предложения и пожелания заказчика. Мастера цеха могут изготовить иконостас любой сложности и размера, выполнить его в различных архитектурных направлениях и стилях. Это и тябловые иконостасы в древне­русском стиле, с резьбой или орнаментальной росписью, с отделкой «басмой»; иконостасы в стиле «русского барокко», где причудливые и выразительные архитектурные формы, фигурные капители и карнизы, витые колонны, ажурные врата сочетаются с богатой отделкой, покрытием сусальным золотом и серебром; иконостасы в стиле классицизма.

Производится ремонт старинных иконостасов с выездом специалистов на место, золочение куполов и внутреннего декора храма, икон и росписи. Такие работы проводились в храмах г. Хоста, Горного института в г. Санкт-Петербурге и других.

Гармоничным завершением иконостасов являются высокохудожественные живописные иконы, выполненные в согласии с его стилем. Иконы могут быть украшены гравировкой и чеканкой, холодной эмалью, инкрустацией камнями, золочением нимбов или фона.

Тело иконостаса изготавливают из массива различных пород древесины. Декор выполняется ручной или машинной резьбой, покрывается сусальным золотом, эмалью под золото или цветными эмалями и лаками.

Все многочисленные работы ведутся опытными профессионалами – краснодеревщиками, иконописцами, резчиками, граверами, позолотчиками и многими другими мастерами, в совершенстве владеющими особыми секретами мастерства техникой обработки самых разнообразных материалов, разными приемами резьбы, всевозможной отделки, иконописи, золочения.

Интересной разработкой являются иконостасы на основе фотоизображения. Для изготовления каркаса используют хвойные породы древесины, а резьбу в этих иконостасах заменяют ее фотоизображением, напечатанным на специальной фотобумаге или пластике, которые позволяют добиться высокого качества изображения.

Иконы, как правило, печатаются на «канвасе» – специальном материале, имеющем тканевую основу, что создает впечатление иконописи на холсте; затем эти иконы наклеивают на иконные доски. Конструкция фотоиконостаса позволяет со временем заменять фотоиконы на живописные, а декор – на резьбу.

Изготовление тяблового иконостаса на основе фотоизображения с начала проектирования занимает не более двух месяцев. Прежде всего, эти иконостасы предназначены для небогатых приходов, которые возрождают свои храмы из руин.

Сегодня православные священнослужители и миссионеры-миряне проповедуют Слово Божие, утверждают традиции Святого Православия на всех необъятных просторах России. Проповедь Евангелия звучит там, где еще 15–20 лет назад это было просто невозможным: в воинских частях, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в местах лишения свободы.

Миссионерское служение является одним из важнейших приоритетов деятельности Русской Православной Церкви. Вкладом Софринского предприятия в миссионерское служение Церкви стала разработка красивых и недорогих иконостасов для домовых храмов воинских частей, учебных заведений, больниц, госпиталей и исправительных учреждений. К ним относятся и складные (переносные) иконостасы с использованием ткани. Каркас такого иконостаса выполняют из древесины хвойных пород, а для декорирования используют шелкографию, бархат, парчу и шелк; возможно и применение золотого или серебряного шитья. Иконы выполняются на фотобумаге или «канвасе».

В цехе иконостасов используют новейшие технологии, позволяющие повысить качество продукции и снизить ее себестоимость. Сегодня в цехе имеется современный парк станков, в том числе с числовым программным управлением, иностранных фирм – производителей деревообрабатывающего оборудования. Вместе с тем, здесь, как и в других цехах «Софрино», берегут традиции мастеров-предшественников, применяют старинные способы подготовки иконных досок, левкаса, технику позолоты.

Старинное искусство сусального золочения позволяет создать разные оттенки позолоты, позолоту блестящую или матовую. Овладевшие этим искусством позолотчики добиваются впечатляющих эффектов при отделке иконостасов, резных подрамников для икон.

Изготовление иконных досок и церковной утвари, наложение левкаса, золочение… Всему этому не научат ни в одном учебном заведении, поэтому сотрудники цеха учились и продолжают учиться у старых мастеров и по старинным образцам церковной утвари.

Лучшие работники цеха – П.В. Зеленов, А.В. Прохоров, В.В. Фадеев, О.В. Щербинский, Е.В. Кривоногова, Н.Е. Окунев, С.Б. Гладышев, А.В. Шашков, С.В. Мелихова, С.Н. Кузьмин и другие. Во многом успех цеха иконостасов зависит и от его начальника – Александра Николаевича Шибанова.

Фотолаборатория

Сегодня в фотолаборатории предприятия «Софрино» работают 20 человек. Оборудование самое современное: для печати подготовленных изображений используются скоростные принтеры «Epson», широкоформатные плоттеры «Roland» и «Mimaki».

Иконы, которые выпускает сегодня фотолаборатория предприятия, ничем не напоминают те первые иконы, которые изготавливали в Мастерских Хозяйственного управления Московской Патриархии фотоспособом с последующей раскраской анилиновыми красителями.

Эти иконы выполнены на высоком уровне; они недороги, изготавливаются гораздо быстрее, по сравнению с написанными художниками, поэтому их часто заказывают для новых храмов.

Так, в фотолаборатории изготавливались иконы для храмов в Санкт-Петербурге, Брянске, Смоленске, Кургане, Старом Осколе, Биробиджане, Сестрорецке, Пушкино, Муранове, Каменец-Шахтинском; для храма на Земле Франца-Иосифа. Иконы отправляли и в другие страны: в Израиль, Японию, Германию, Аргентину, Австралию, Канаду, Грецию, Нидерланды, Молдавию, Украину и Белоруссию; в Коста-Рику.

Здесь сделали иконы и для самого южного православного храма в мире: храма-часовни на станции россий­ских полярников «Беллинсгаузен» в Антарк­тиде. Его освятил в 2004 году наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност (ныне – архиепископ).

В фотолаборатории печатают иконы, начиная с размера 13х18 см. Самая же большая исполненная в фотолаборатории икона имела размеры 1,5х4,5 м.

Здесь можно заказать большие иконы для иконо­стасов, выполненные фотоспособом на холсте (канвасе), фотобумаге, пластике, дереве, стекле. Изобра­жение иконы подбирается в обширной фототеке, которая собирается на предприятии «Софрино» в течение многих лет. В нее поступают фотоизображения лучших работ иконописцев, которые отбираются на художественном совете предприятия для дальнейшего массового воспроизведения.

Фотосъемка производится и по заказам епархий, храмов, монастырей: фотографируются древние местночтимые иконы, интерьеры. Воспользовавшись электронной базой фотолаборатории, можно сделать подборку икон для любого иконостаса.

Опытные художники компьютерной графики обрабатывают слайды икон, выполняя работы по ретуши и коррекции цвета. Кроме стандартных размеров, иконы могут быть изготовлены по шаблонам любой сложности (с фигурным краем) или под ризу заказчика.

Также в фотостудии предприятия производится фотосъемка икон заказчика, коррекция предоставленных изображений. Весь отснятый материал может быть предоставлен типографии предприятия для тиражирования полиграфическим способом.

Кроме икон, в фотолаборатории можно заказать печать панорам, видов храмов и монастырей, картины-заставки на ульи; существует большой выбор русской и зарубежной живописи. Печатают здесь для храмов и орнаменты, имитирующие роспись; классические украшения храма – орнаментальные пояса, «полотенца» (роспись по низу храма, по внутреннему периметру). В обязанности фотолаборатории входит фото- и видеосъемка всех знаменательных событий, происходящих на предприятии. Уже собрано несколько десятков фотоальбомов – летопись истории завода. Фотолаборатория также пополняет библиотеку слайдов типографии.

Футлярный цех

Футлярный участок до апреля 2006 года входил в структуру типографии, но со временем спрос на продукцию увеличивался, и возникла необходимость расширить это направление. Образовался новый цех – упаковки продукции.

Он обеспечивает упаковкой производство и выполняет заказы сторонних клиентов. В цехе два участка – упаковочный и футлярный.

Для упаковки и транспортировки заводской продукции изготавливается гофротара, которая позволяет защитить ее от повреждений. Материал для нее – различного вида гофрированный картон и микрогофрокартон.

В цехе кроме тарной изготавливаются и эксклюзивные виды упаковки, так как изделия ювелирного цеха, например, требуют совершенно другого подхода к упаковке, чем изделия свечного цеха. Образцы такой упаковки – футляры для ювелирных панагий, крестов, пасхальных яиц, потиров, лампад; для митр, клобуков, живописных икон.

Большинство операций осуществляется вручную – в этом суть творчества работников цеха, но там, где можно применить технику, здесь не упускают такой возможности и не жалеют средств на ее приобретение.

Веление времени – мобильность производства, возможность быстрого освоения новой продукции и высокое ее качество. Чтобы соответствовать таким требованиям, в цехе организована дизайнерская группа, от работы которой зависит внешний вид продукции. Для дизайнеров приобретен новейший режущий плоттер «Pro Digi» 1613 (Герма­ния), с помощью которого воплощаются все, даже самые оригинальные, замыслы. Он позволяет создавать различные изысканные формы для изготовления упаковки и повторять контуры любого изделия, например, и маленького нательного крестика – и напрестольного креста больших размеров. Кроме эксклюзивной упаковки для ювелирных изделий, плоттер позволяет делать малые партии упаковки.

Также в цехе имеется машина для каширования. С ее помощью на картонную основу наклеивается офсетный лист с напечатанным на нем узором. В результате упаковка получается прочной, красивой и недорогой.

В цехе постоянно ведется работа по модернизации и комплектованию новым оборудованием, что соответствует духу сегодняшнего времени.

В цехе упаковки работают сегодня 35 человек. Среди заслуженных работников – Лариса Давыдовна Груздева и Ольга Сергеевна Бухарова, работающие на предприятии с 1993 года. Мастера цеха обеспечивают европейское качество и дизайн упаковки изделий предприятия, надежную их защиту от повреждений при транспортировке.

Отдел сбыта

Представители епархий и храмов, приезжающие на предприятие, знакомятся со всем многообразием производимой продукции в отделе сбыта. Это «лицо предприятия», важнейшее структурное подразделение, функция которого – донести продукцию до каждого верующего человека. Именно сюда приходят многочисленные заказчики «Софрино» со своими просьбами и пожеланиями. Здесь начинается их знакомство с предприятием и продукцией, которую оно выпускает. Четкая и слаженная работа отдела сбыта характеризует высокую организацию всего производства в целом.

В отделе сбыта устроен и обширный выставочный павильон. В зале церковной утвари заказчики могут выбрать паникадила, резные престолы, раки для святых мощей и многое другое. В ювелирном салоне представлены инкрустированные кресты, панагии, Евангелие в ювелирных окладах, золоченые и серебряные потиры и дискосы, пасхальные яйца. В живописном – иконы софринских мастеров. Все выпускаемые предприятием иконы в полиграфическом исполнении можно увидеть в иконном зале. Собственный выставочный зал имеет швейный цех предприятия; там представлены облачения для церковнослужителей, головные уборы, хоругви, шитье.

Сотрудники отдела сбыта готовы принять любой индивидуальный заказ, предварительно согласовав возможность его технического исполнения с начальниками цехов. Для заказчиков из дальних епархий на втором и третьем этажах здания новой проходной имеется гостиница. Для удобства покупателей на первом этаже этого здания расположен магазин розничной торговли изделиями предприятия «Софрино».

В работе с заказчиками используется строгий системный подход. С каждым епархиальным управлением работает определенный сотрудник отдела сбыта: он формирует заявки, поддерживает постоянный контакт с заказчиком, контролирует выполнение заказа, начиная с производства и заканчивая доставкой товара. Квалифицированные менеджеры работают и с каждым прибывшим на предприятие покупателем – знакомят с ассортиментом и новинками производства, праздничной продукцией; помогают подобрать дизайн, размеры изделий, пользуясь созданной на предприятии обширной электронной архивной базой; сообщают клиенту о готовности заказа; оформляют отгрузочные документы. Доставка церковной продукции осуществляется собственным автотранспортом, сторонними транспортными компаниями, авиакомпаниями и через контейнерные станции за счет средств предприятия.

Велик ассортимент изумительных по своей красоте ювелирных изделий, и зачастую покупатели не знают, на чем остановить свой выбор.

Сотрудники отдела сбыта часто выезжают в командировки по епархиям и представляют продукцию завода на престижных российских и международных выставках. В отделе сбыта можно увидеть многочисленные дипломы, подтверждающие международное признание мастерства софринских умельцев.

Сегодня продукцию «Софрино» узнали и оценили во всем мире: в Греции и на Кипре, в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании, в Финляндии и во Франции, в Германии и в Испании, в Израиле и в Канаде. Посетители международных выставок просто не могут оторвать глаз от лучших образцов церковного искусства.

В планах развития отдела – усовершенствование и дальнейшая автоматизация системы маркетинга, позволяющей регулировать ассортимент и количество выпускаемой продукции, с тем, чтобы исключить возможный дефицит.

Во время работы над заказом, по откликам на сайте, при личном общении на выставках и в командировках сотрудники отдела сбыта узнают мнение заказчиков и их пожелания. Все предложения обрабатываются и учитываются, и благодаря этому предприятие имеет возможность постоянно совершенствовать работу с клиентами.